Система управления профессиональными рисками труда на предприятии: правовая основа
Для начала давайте разберемся, для чего нужна оценка профрисков на предприятии, по каким регламентам ее проводить, и можно ли избежать этой процедуры. Основной задачей внедрения и функционирования системы управления охраной труда является переход от реагирования на несчастные случае и профессиональные заболевания к системе оценки и управления профессиональными рисками в организации, а именно повреждения здоровья работников.
Принципами оценки риска являются следующие положения:
Приоритет жизни и здоровья человека перед получением экономическими результатами.
Управление профессиональными рисками учитывает опыт прошлого, управляет текущей деятельностью работодателя, и прогнозирует будущее.
Все оцененные профессиональные риски подлежат учету, управлению и контролю.
Оценка профриска риска является частью системы управления охраной труда и позволяет ответить на следующие основные вопросы:
какие события могут произойти и их причина (идентификация опасных событий);
каковы последствия этих событий;
какова вероятность их возникновения;
какие факторы могут сократить неблагоприятные последствия или уменьшить вероятность возникновения опасных ситуаций.
Несмотря на то, что на сегодняшний день нет ни одного нормативного правового акта, прошедшего регистрацию в Минюсте России, регламентирующего процедуру оценки профрисков. В статьях 209 и 212 статьях Трудового кодекса Российской Федерации содержится базовое требование по проведению этих мероприятий, без практической конкретики и руководства к действию.